Предпосылки возведения храма

 

   Впервые русские оказались в пределах нынешнего Омского района уже в конце XVI века. Это произошло летом 1596 года, когда Тарские казаки и служилые люди, преследуя сибирского хана Кучума, совершили поход вверх по Иртышу. Русский отряд численностью 112 человек прошел тогда на шести судах. В результате экспедиции 1596 года русские ознакомились с побережьем Великой реки значительно южнее Тары, в том числе они побывали в районе, прилегающем к устью Оми. После окончательного разгрома в 1598 году Кучума, Нижнее Приомье считалось официально вошедшим в состав России. И в начале XYII века появляются первые предложения о возведении в устье Оми города. Причем подобные предложения поступали не только со стороны русских землепроходцев, но и от степных кочевников. В феврале 1608 года посольство черных калмыков просило царя Василия Шуйского «оберегать их … и город бы велети ставить на Оми, чтобы им тут кочевати было бесстрашно». Правительство положительно отнеслось к просьбе калмыков. В том же году из Тары на реку Омь отправился небольшой отряд с Алексеем Поленовым и Богданом Бойкачем. Они исследовали устье Оми, определили место для будущего города и вернулись в Тару. Россия переживала одну из самых трагических эпох своей истории — Смутное время, и основать город на Оми тогда не удалось. Изменилось и отношение калмыков к русским. Недавняя дружба сменилась враждой. Калмыки отказались платить ясак и стали препятствовать продвижению русских вверх по Иртышу.

   В течение XYII века Тарские казаки и служилые люди постепенно изучали прибрежные земли современного Омского района. Прежде всего, это происходило во время экспедиций тарчан за солью на Ямышевские озера, которые находятся близ нынешнего казахстанского города Павлодара. Такие походы проводились ежегодно. Тарчане останавливались около устья Оми и на богатых рыбой песчаных плесах.

   В 1626 году голова тарских конных казаков Назар Жадобский ходил с боями вверх по Иртышу на Ямышевские озера и доставил 60 дощаников с солью. Он останавливался в устье Оми, осматривал местность и по возвращении в Тару предложил основать на Оми острог. В 1628 году сотник Гроза Иванов исследовал побережье Иртыша от Оми до Ямышевского пристанища. Он отметил устье Оми как благоприятный для заселения район. В том же году тарские воеводы обратились к царю Михаилу Федоровичу с просьбой разрешить возвести в устье Оми новый острог. Был издан указ о возведении острога на Оми. Однако осложнившиеся отношения с калмыками и малочисленность русского поселения в Среднем Прииртышье вновь задержали начало освоения Нижнего Приомья. Не сумев в 20-е годы XYII века основать вверх по Иртышу новый острог, русские никогда не забывали о благодатных землях на Оми. В последней четверти XYII века здесь несколько раз бывал первый сибирский ученый, картограф и архитектор Семен Ульянович Ремезов. В 1696 году ему было поручено составить «Чертежную книгу Сибири». Среднее Прииртышье изображено на 21-ом листе. Этот лист озаглавлен «Чертеж земли Тарского города».

   Карта показывает территорию от озера Чаны на востоке до реки Ишим на западе. Восток на ней находится слева, запад — справа. В центре листа красочно нарисован город Тара. Расстояния указаны в днях и неделях пути. Существует ряд косвенных фактов, указывающих на то, что первое русское поселение, возникшее на территории современного Омского района, было основано в последней трети XVII века, вероятно в 1670 году. Это поселение дало начало нынешнему Чернолучью. Сибирский писатель, священнослужитель и краевед И. С. Голошубин (1866—1922) отмечал особенности географического положения Чернолучья, способствовавшие раннему образованию этого населенного пункта. Однако его выводы об основании Чернолучья построены на логических умозаключениях, а не на достоверных исторических источниках.

   Историей многих населенных пунктов Омского района плодотворно занимался краевед М.К. Ивлиев. В вопросе о возникновении Чернолучья он являлся убежденным сторонником даты —1670 год. Предположение об основании этого поселения в последней трети XVI века М.К. Ивлиев обосновывал содержанием рапорта И. Д. Бухгольца (1671—1741) царю Петру о строительстве в 1716 году крепости в устье реки Омь, а также обозначением Черной Луки на 21 листе "Чертежной книги Сибири”. Необходимо отметить, что Черная Лука находится как раз на расстоянии примерно 40 верст от устья Оми. Таким образом, Бухольц подтверждает версию о существовании русского поселения на Черной Луке еще до основания Омской крепости. Но он не упоминает его названия и тем более ничего не говорит о времени его возникновения. Это придает свидетельству И. Д. Бухольца косвенный характер. С. У. Ремезов, работая над «Чертежной книгой Сибири», показал на Иртыше, ниже Оми, место под названием «Черная Лука», однако он не сделал никакой надписи, говорящей о том, что здесь находилось поселение. Утверждая, что в конце XVII века на Черной Луке существовало русское поселение, И. С. Голошубин, а затем и М. К. Ивлиев заметно сбиваются в терминологии. Они говорят то о слободе, то об остроге, то о военном посте. Имеющиеся достоверные исторические сведения позволяют говорить о том, что в XVII веке тарские казаки, служилые и торговые люди хорошо знали местность на Иртыше под названием «Черная Лука». Нет сомнений в том, что в течение XVII века русские неоднократно посещали эту местность во время экспедиций на соляные Ямышевские озера и военных походов в степь. В последней трети XVII века на Черной Луке возник, вероятно, небольшой военный пост, затем превратившийся в острожек.

   До начала XVIII века Чернолучье не имело постоянного населения. Периодически здесь несли сторожевую службу тарские казаки, сменявшие друг друга. Дальнейшее развитие Чернолучья, превращение его в один из земледельческих, административных и духовных центров лесостепи Среднего Прииртышья связано с возникновением Омской крепости. Помимо Чернолучья к северу от Омской крепости были основаны деревни Красноярская, Кулачинская, Малокулачинская и Милетина. Вслед за ними возникали деревни Горнокулачинская, Луговая, Бетеинская и Верхнее. Все они были «заведены» вдоль правого берега Иртыша и стали первыми крестьянскими поселениями на территории современного Омского района. Предки основателей первых селений Омского района явились выходцами из Приморья, Вятки, Перми, Великого Устюга. Значительная часть сибирских крестьян-старожилов переселилась в новые деревни добровольно, Других переводили принудительно «со всем пашенным заводом», имея в виду орудия труда и рабочий скот. Среди первых жителей приомских слобод, сел и деревень были, конечно, и ссыльные.

Историческая справка

 

   Христианское православное учение народам Сибири было известно ранее завоевания её Ермаком. Апостольские проповеди св. Стефана и его учеников добрым отзывом шли и в Сибири. Сведения истории говорят о появлении христианской веры в конце 16-начале 17 веков, то есть с появлением оседлых русских поселенцев.

   Известно, что Ермак Тимофеевич во время своего похода 1580-1581 гг. имел передвижную часовню с иконами и священнослужителей для богослужения, так же были иконы, полученные от Строгановых, выполнявших функцию знамён - их несли перед войском. Среди войска были и священные иконы. Во вновь устраиваемые церкви государями присылались иконы, ризы, богослужебные книги, утварь, ладан, воск, вино церковное, колокола. Первые храмы и часовни не отличались изысканностью – все они были деревянными. К примеру, храм, построенный в Тобольске Чулковым, сделан из дерева лодок, на которых он прибыл. Правительство чрезвычайно заботилось о церковном деле в Сибири. Это было необходимо для укрепления Российской государственности. Население Сибири было разбросано и разъединено, благодаря чему это край был быстро завоеван небольшими отрядами казаков и стрельцов. А в стратегических местах были построены опорные пункты деревянные города. Но одних этих мер для подчинения Сибири было недостаточно, и Московское государство совершило объединение русских земель под предводительством Москвы и под влиянием православной веры с помощью высшей церковной иерархии. То есть сама история России дала в руки правительства испытанное средство для закрепления за собой новых земель с иноверческим населением. Один из первых шагов правительства по укреплению Сибирской церкви было открытие в 1620 году новой епархии с управлением в городе Тобольске. Первым руководителем её был назначен игумен Хутынского монастыря Киприан с именованием «архиепископ Сибирский и Тобольский».

Чернолученская слобода. (Из дневника Бугаенко Валентины Витальевны)

«Чернолучье, или Чернолученская Слобода, как изначально она именовалась, была устроена в 1670 года, почти в 50 верстах от Иртыша и до присоединения к Русскому государству Прииртышской долины в царствование Петра 1. Была одним из крайних укреплённых пунктов русских на Иртыше. Своё название село Чернолучье получило от расположения: село расположено на правом берегу реки Иртыша, который поворачивает своим течением с северо-запада на запад, и, обогнувши Чернолучье, обращается на северо-восток. Таким течением Иртыша образуется кривизна, которая издревле, даже и в правительственных актах, не иначе и не называется, как «Черная лупа», отсюда и получило своё название село Чернолучье. Чернолучье было важным наблюдательным постом на рубеже двух степей: Киргизской, расстилающейся за Иртышом с многочисленным кочевым киргиз - казахским народом и Барабинской степью лежащей между правым берегом Иртыша и Обью. Эта степь, к югу от Оми, принадлежала Среднеазиатскому царству Джунгарскому. Джунгары - это предки современных калмыков. Джунгары и киргизы устраивали набеги на пограничные селения, уводя в рабство поселенцев. Заселение началось в первой половине 18 века, после возведения в 1716 году Омской крепости. 25 ноября 1717 года сибирский генерал- губернатор князь Матвей Гагарин издал указ о переводе на поселения близ Омской крепости пашенных крестьян из наиболее плотно заселённых земель Тюменского и Тобольского уездов. Судьба М.П. Гагарина сложилась трагически. Он был обвинен в злоупотреблении властью, арестован 18 июня 1721 года и казнён. Известно, что накануне казни Пётр 1 убеждал князя признать вину, за что обещал сохранить ему жизнь, чины и состояния. Однако М.П. Гагарин вины не признал и гордо прошёл свой путь до конца. В январе 1721 года Пётр Великий издал письменный указ, в котором требовал вновь освоение земли по Иртышу « укрепить и оселить», а также « купечество завести». Ещё до указа Петра 1 в 1718 году, группа сибирских крестьян - переселенцев из Перми, Вятки, Великого Устюга, Приморья - поселились у Иртыша на Чёрной Лупе. В состав её первых жителей - крестьяне: Иван Киргинцев, Нестор и Егор Музин, Филипп Сажень, Никита Горлинов. Так в середине 18 века в слободе жили дети Ивана Киргинцева: Терентий, Василий и Афанасий. В селе они являлись главами больших многодетных семей и пользовались уважением односельчан. В церковных списках прихожан Киргинцевы значились первыми. Сведения об основателях крестьянских селений, возникших в пределах современного Омского района, содержаться в наиболее ранних метрических книгах Чернолучинской Крестовоздвиженской церкви, Кулачинской церкви Святого Николая, Бетинской церкви Святого Дмитрия.

   Первая церковь в Чернолучье была заложена в 1718 году по благословлению и 12 апреля 1719 года освятили во славу Воздвижения честного и Животворящего Креста Господня в присутствии митрополитического наместника и иеромонаха Феофана Канарского. Первая Церковь больше походила на часовню, в алтаре было одно маленькое окно напротив горнего места и в самой церкви окна были маленькими чуть больше алтарного, со слюдой вместо стекла. Первый иконостас состоял из мелких икон, такие раньше развозили по Сибири суздальцы. Эта Церковь простояла 120 лет. При переписи 1734 года в слободе был записан 151 пашенный крестьянин. Крестьяне засевали 276 десятин ржи и овса. Земледелием занимались не только крестьяне, но и отставные военные, которые по истечении 25 – летнего срока службы селились вблизи Омской крепости, так же, в слободу селили и ссыльных, так называемых посельщиков, их освобождали на 3 года от уплаты налогов. Чернолучье являлось важным военно-административным центром лесостепного Прииртышья. Слобода имела надёжные оборонительные сооружения в виде острога. В нём несли службу казаки и солдаты регулярных войск сибирского корпуса. В связи с возможным нападением степняков в 1741 году Чернолуцкий гарнизон был увеличен. На другом берегу было построено несколько форпостов. А в 1745 году Чернолуцкой слободе была размещена штаб-квартира Ширванского мушкетёрского полка. Были выстроены казармы, пороховой погреб и полковая походная церковь. Этот полк был расквартирован в Чернолуцкой слободе до 1808 года. Когда вместе с другими регулярными полками его отвели в центральную часть России. Таким образом, Чернолуцкая слобода являлась важным укрепленным пунктом и перевалочным постом военных и торговых экспедиций.

   План второй новой двухпрестольной деревянной церкви был утверждён 20 марта 1839 года, архиепископом Афанасием. А в 1841 году она была освящена. В летний холодной части был престол в памяти Воздвижения креста Господня, а в зимней, теплой части престол во имя Святой Великомученицы Параскевы, наречённой Пятницей. В церкви была местночтимая чудотворная икона святой Мученицы Параскевы. К 9-ой пятнице от Пасхи ежегодно бывал крестный ход по случаю избавления от морового поветрия сибирской язвы жителей Чернолучья и окрестных селений в середине 19 века. К этому времени собирались тысячи верующих христиан из разных уголков Сибири. В полуверсте от церкви, за церковным бором, находился деревянный на колоннах с помостом навес, крытый железом - под навесом было большое Распятье. В 9-ю пятницу от Пасхи служили молебен. Такой же навес, меньших размеров находился на южной стороне за селом, где так же служился молебен. По преданию он стоял на том месте, где была походная церковь мушкетерского полка. В ноябре 1885 года в селе Чернолучье была открыта церковно - приходская школа. В Приходе по штату состоял свящённик и псаломщик. От иконы Святой Великомученицы Параскевы, наречной Пятницей, шло много исцелений и чудес. Почитание этой святой было так велико, что даже в начале советского атеистического периода к 9-ой пятнице от Пасхи собиралось чрезвычайно много богомольцев. По воспоминаниям настоятельницы Ачаирского монастыря игуменьи матушки Веры, (Бирюковой в девичестве Малыгиной) проживающий в то время в селе Новотроицком, к приходу паломников жители села Чернолучье готовили еду, топили бани и радушно принимали странников, кормя их и предоставляя ночлег. Эта церковь прослужила не так долго как первая.

   В 1917 году в селе Чернолучье был сильный пожар. По рассказам сторожил, а именно жительницы Заливиной Евдокии Николаевны 1909 года рождения (девичья фамилия - Изотова). Они жили напротив церкви. В настоящее время ей уже 99 лет, через 2 месяца ей будет 100 лет в марте 2009 года. В то время, когда был пожар, Дуне было 8 лет. Горела деревня. Один ряд домов и церковь с кладбищем, расположенные ближе к Иртышу, сгорели. Остальные дома удалось спасти. Раньше люди занимались сельским хозяйством, и навоз вывозили на поля. Этот навоз кто- то зажёг, ветер был на деревню, таким образом, случился пожар. Вывозили детей и животных за деревню, и отец Дуни - Николай Прокопьевич Изотов, посадил детей в телегу и увёз в церковный бор.

   После пожара всем селом решили построить новую церковь. Их вера в Господа Бога была так сильна, что они не представляли себе жизнь без церкви. Церковь с Божьей помощью выстроили на фундаменте, она была саманная, а рядом была колокольня. Церковь действовала до 1932 года. На этом фундаменте установлен Поклонный крест в настоящее время.

   Люди в то время занимались хозяйством: сеяли пшеницу, рожь, ячмень, просо, лён, коноплю, гречиху. Изо льна пряли пряжу и ткани на самодельных станках ткани для нижнего и верхнего белья. Из конопли, гречихи, подсолнечника льна выжимали масла, на маслобойне, которая находилась на другом берегу Иртыша в с. Любино. Масло выжимать ездили зимой по льду. Масло сливали в самодельные лагушки (сделанные из береста, глины с крышкой). Масло в них хранилось хорошо. Ни одно дело на селе не начиналось без благословления батюшки. Начинали посев, уборку урожая или выгоняли скот на пастбище Батюшка выходил, окроплял всё стадо и благословлял пастуха. Как бы ни было много работы у сельчан, каждое воскресенье и все церковные праздники люди шли в церковь, надев самые лучшие наряды. Отдыхали и гуляли всем селом, Церковь никогда не закрывалась. Все обряды проводились в церкви: крещение, венчание и отпевание. Батюшке (к сожалению, имя осталось неизвестно) помогал псаломщик Заливин Галактион, он был и певчим на клиросе, а в вечернее и ночное время сторожем (он в своё время окончил церковно-приходскую школу). По рассказам жительницы Екатерины Мокрых до пожара церковь была богатой, висели богатые занавеси, иконы были украшены позолотами, а икона Святой Великомученицы Параскевы была украшена драгоценными камешками. Служба регулярно проходила и в первые годы советской власти. И в то время, по воспоминанию Евдокии и Екатерины Мокрых, были верующие в Господа Бога. Когда долго не было дождя, была засуха, верующие ходили с иконами крестным ходом вокруг деревни, а когда напала болезнь на детей корюха (так в то время называли болезнь корью) которая уносила из каждой семьи дитя, эту беду остановили благодаря большой вере и почитании Святой Великомученицы Параскевы. Под иконой люди проползали на коленях с молитвою и получали исцеление. У самой рассказчицы Евдокии эта болезнь унесла девочку, а 1929 году родилась другая девочка по имени Мария. Руками которой она, то есть Евдокия, носила ужин свёкру Заливину Галактиону в церковь (так как он всё время находился там). Раньше, до пожара, семья Заливиных: отец Галактион, мать Софья и пять сыновей: Иван, Михаил, Виталий, Петр, Алексей - жили рядом с церковью. Во время пожара весь ряд сгорел и их дом тоже. Впоследствии построили дома у самого Иртыша. По данным на 1 июня 1929 года село Чернолучье насчитывалось 168 дворов и 855 жителей.

  Церковь действовала до 1932 года. В 1932 году псаломщика Галактиона повесили приезжие в сторожке, а над иконами повесили красные флажки. Церковь была разграблена, но иконы, чтобы не глумились над ними, были взяты жителями села и спрятаны, а большие иконы были увезены в город. В советское время запретили иметь в домах иконы, но люди праздновали потихоньку все церковные праздники. После войны 1945 года запрет на верование в Господа Бога потихоньку стал уходить, но верующих осталось очень мало. Начали вновь возрождать церкви, в 1998 году и у нас в Чернолучинской зоне было выделено помещение в Иртышском доме отдыха в здании административном, где когда - то была библиотека. На денежные средства рабы Божьей Хрычевой Людмилы Михайловны эта библиотека была переоборудованная под церковь.

Настоятель храма

   Это было в 1998 году. Службу проводил по субботам и воскресеньям иерей Георгий. Проводились все требы церковные: литургия, исповедание и причастие, проводилось и крещение. В январе 2004 года Иртышский дом отдыха был продан. Иерею Георгию предложили освободить помещение, дав взамен 30000 тыс. рублей, на которые он купил сруб для будущей церкви. В мае 2004 года всё церковное имущество было перевезено к прихожанке Кузнецовой Тамаре, выбранной к тому времени церковной старостой. Была выделена комната, в доме у Тамары под церковь, в которой читались акафисты батюшкой и певчей Верой. Каждый год, не имея своего угла, то есть Церкви, батюшка Георгий организовывал крестные ходы к Поклонному кресту, на место бывшей когда-то церкви. Святили воду, проводились чаепития прямо на земле около Поклонного Креста. Для постоянных прихожан был составлен список чтения Псалтыря с молитвой к Господу Богу о восстановлении церкви в селе Чернолучье.

   В мае 2004 года была выделена поселковой администрацией земля под часовню Святой Великомученицы Параскевы. Размечены и забиты колышки на участке, осенью привезли кирпичи две машины по 13 поддонов каждой. Разгружали сами прихожане. Весной 2005 года начали делать фундамент под часовню. Заложили освященный кирпич - капсулу. В 2006 году весной на фундаментный был поставлен сруб. Поставили двери, окна застеклили, набросали на пол доски. Торопились провести праздник осенний престольный Святой Великой Параскевы. Праздник Святой Великой Параскевы проходил по н. ст. 10 ноября 2006 года. Иерей Георгий провел малую литургию, несмотря на холодную погоду, приехали гости из Красноярки и Новотроицка. После крестного хода всех напоили горячим чаем в часовни. В субботу 15 ноября 2006 года церковь сгорела по неосторожности рабочего, который обогревал помещение часовни к приходу началу службы. А точнее с пятницы на субботу произошел пожар, из- за неисправного обогревателя. После того, как сгорела деревянная церковь в ноябре, служба стала проходить у прихожанки Надежды с ноября 2006 до мая 2007 года. А с мая 2007 года службы велась на месте сгоревшей церкви под куполом до 19 июля 2008 года. Впоследствии на купол был натянут шатёр, внутри были расставлены иконы небольшие и все уголки под куполом были украшены зеленью, было очень уютно. А за это время строилась новая кирпичная церковь. Строил - Дерновой А. Ф. Помогали строить: Балясов, Пальчиков, Ермилов, Лагуточкин, Ржавцев. Мальцев сделал подводку кабеля от столба в церковь. 19 июля 2008 года суббота. Служба первый раз началась в новой недостроенной церкви – купол не поставлен, не было рам и дверей. В церкви гулял ветер, но прихожане Чернолучья, хоть и в небольшом количестве приходили на службу к Господу Богу. После службы совершен был крестный ход вокруг церкви с чтением Евангелия и окроплением святой водой». Службу проводил иерей Георгий.

Расположение, координаты

   В мае 2004 года была выделена поселковой администрацией земля под часовню Святой Великомученицы Параскевы. В настоящее время часовня открыта для своих прихожан. Место, выбранное для часовни совсем не случайное. Во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы ставили на распутье, на развилке дорог часовенку или крест с образом. Эти развилки так и назывались - Пятницы. Не было ни одного торга на Руси, где бы ни стоял храм или часовня в честь Параскевы - Пятницы. Особенно почитали святую промышленники, торговцы и путешественники. У "пятницы" встречали, до "пятницы" провожали родных, друзей. Отсюда, кстати, и поговорка о тех, кто часто провожает и встречает - "Семь пятниц на неделе.

Направления деятельности, особое служение

   Чудотворная икона в селе Чернолучье. Как гласит предание, Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора, но уже в ранней юности посвятила себя аскетической жизни. Святая великомученица Параскева, прозванная Пятницею, жила в III веке в Римской империи, в городе Иконии. Родители ее были христиане. Они особенно чтили всегда пятницу - тот день в неделе, в который пострадал Господь наш Иисус Христос, и потому, когда родилась у них дочь в этот именно день, назвали и ее Параскевою, что означает (с греческого языка) - Пятница.

   Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту девственной души, приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников. В 300-ом году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.

   Святая Параскева — покровительница полей и скота. В день её памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица — целительница людей от самых тяжёлых душевных и телесных недугов. Русский народ называл мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья. В русском быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева - Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы». Слово «пятница» чуть не превратилось в самостоятельное женское имя, которое могло бы существовать рядом с Прасковьей, как имена Воин и Постник.  Святая Параскева обычно изображалась в красном мафории, с крестом в руках. На старых северорусских иконах Пятница может изображаться на обороте образа богоматери. Иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове.  Святая великомученица Параскева, прозванная Пятницею, жила в III веке в Римской империи, в городе Иконии. Родители ее были христиане. Они особенно чтили всегда пятницу - тот день в неделе, в который пострадал Господь наш Иисус Христос, и потому, когда родилась у них дочь в этот именно день, назвали и ее Параскевою, что означает (с греческого языка) - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту девственной души, приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников. В 300-ом году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.

   У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. На Руси эта святая особо почиталась женщинами. Ее так и называли - "Бабья Святая". Существовало поверье, что Пятница ходит по земле в виде молодой красивой крестьянки или монашенки, и примечает, кто как живет, кто как выполняет христианские правила и обычаи. Русские иконописцы изображали Параскеву высокой, строгой, с лучезарным венцом на голове.

   В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, женских забот, считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти - 10 ноября - русские люди приносили в храм плоды для освящения и не работали, даже если в этот день была не пятница, а другой обычный день. На Параскеву повторяли обряды Покрова. Девушки молились о желанном замужестве: "Матушка Пятница Параскева, покрой меня скорее..." - чтобы выйти замуж по любви и поскорее.

 

Вечером, когда заканчивались посиделки, девушки, ходили с огарком свечи и подслушивали под чужими окнами.

   Пятница, как и среда, считалась днем строгого поста и воздержания. Но, например, в среду разрешалось делать все, а вот в пятницу - нельзя было прясть, а разрешалось только шить. Объяснялось это тем, что Спаситель в этот день претерпел оплевание, а на пряжу приходиться поплевывать, когда занимаешься ее скручиванием. Пятница связывалась и с муками Христа, и с воздержанием Параскевы. Поэтому в пятницу нельзя было также мыть голову и купать детей. В поговорке говорилось - "Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать". Во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы ставили на распутье, на развилке дорог часовенку или крест с образом. Эти развилки так и назывались - Пятницы. Не было ни одного торга на Руси, где бы не стоял храм или часовня в честь Параскевы - Пятницы. Особенно почитали святую промышленники, торговцы и путешественники. У "пятницы" встречали, до "пятницы" провожали родных, друзей. Отсюда, кстати, и поговорка о тех, кто часто провожает и встречает - "Семь пятниц на неделе".  На Руси издревле Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья.  Память великомученицы Параскевы - Пятницы празднуется святой Церковью 28 октября по старому, 10 ноября по новому стилю.

Авторы-составители Лаврова Анна Евгеньевна, ученица 9-класса МОУ «СОШ № 151». Руководитель Стасенко Т.И., педагог дополнительного образования ЦДОДОД «Эврика».