Контактная информация:

тел. 8-960-991-05-91                                            Достижения

e-mail: genomsk.sp@gmail.com

Краткая биография:

ЕФремова Ю.Н.Ефремова Юлия Николаевна (04.06.1986 г.р.), кандидат исторических наук, генеалог-практик, историк, этнограф, журналист. Замужем, имеет дочь.

В 2009 году закончила филологический факультет Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Журналист. Автор более 50 публикаций в СМИ. Автор книг: "Воплощая мечты" (2009), "Сибирское казачье войско (1823-1919). Послужные и формулярные списки" (2013), "Загадки родословной: Муромцевы, Тачины, Чередовы" (2013).

С октября 2009 года по октябрь 2012 - аспирантка Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН по направлению: «Этнология, этнография, антропология». Научный руководитель: Томилов Николай Аркадьевич. Тема кандидатской диссертации "Традиционная пища украинцев Омского Прииртышья XX-начала XXI в.". Автор более 10 научных статей и тезисов.

С марта 2010 года – член Общества коренных омичей (председатель Общества – В. И. Селюк).

С мая 2010 года – действительный член Омского отделения Русского географического общества.

В апреле 2011 года награждена премией за первое место в областном конкурсе «Лучший семейный архив». 

С августа 2011 года член Уральского историко-родословного общества и общественной организации «Украинцы Сибири». 

В ноябре 2011 года награждена статуэткой в номинации «Мир не без добрых людей» премии, учрежденной общественной организацией «Омская инициатива» за поиск потерянных родственников (в 2008-2010 г. неофициальный помощник программы "Жди меня").

С марта по декабрь 2012 года - сотрудник Центра изучения истории Гражданской войны (Исторический архив Омской области), изучение родословных потомков участников Гражданской войны.

Режиссер фильма "Владимир Абрамов: путь белого офицера", снятого в 2012 году в рамках проекта по изучению родословных участников Гражданской войны. В апреле 2013 года данный историко-публицистический фильм получил одобрение жюри кинофестиваля "Любительское кино + profi" и был отмечен дипломом. 
 
Занимается благотворительной помощью детским домам Омска. В 2012-2013 гг. - организатор акции "Новый год для сирот", в которой приняли участие жители 6 регионов России.
 
В декабре 2013 года - факелоносец Олимпийского огня в городе Омске (№ 194).
 
В декабре 2013 года защитила кандидатскую диссертацию "Традиционная пища украинцев Омского Прииртышья XX-начала XXI в.". Кандидат исторических наук.
 
Автор проекта и главный редактор "Родословной книги Сибири".
 
 

МОИ КОРНИ - МОЕ БОГАТСТВО!

   Род каждого человека – это его история. И порой мы знаем историю своего Отечества, но не знаем ничего о нашей более близкой к сердцу истории – генеалогии. Что же такое генеалогия? Это история нашей семьи. Это наши знания о предках. Это выражение нашей памяти о них. К сожалению, многие современники открывают в себе потребность в таких знаниях очень поздно, когда уже порой невозможно восстановить связи, и нет в живых тех людей, которые были хранителями семейных знаний и не успели их передать новому поколению. Так случилось и в нашей семье. Только дело было совсем не во времени, а в скоропостижной смерти моей мамы. У людей, которые занимаются сегодня своей родословной, есть разные причины обращения к своему древу. Кто-то, прожив жизнь, решает, что упустил что-то главное, не передав своим потомкам историю рода. Кто-то, добившись всего в жизни, начинает задумываться, кем же были его далекие предки. А кто-то, так же, как и я, остается сиротой  и задумывается: «Неужели я один на этой земле?».

   Как бы это ни было ужасно, но именно смерть близкого мне человека заставила меня не только дать себе слово найти родственные связи, о которых мама никогда ничего не рассказывала, но и полюбить генеалогию настолько, чтобы думать о предках каждый день.

  Семь лет назад я решила сделать все, чтобы узнать о своих корнях. Чтобы узнать о тех людях, которые помогли мне появиться на свет. Ведь, если подумать, то каждый человек должен быть благодарен за свое рождение не только выносившей и родившей его матери, но и ее родителям, и родителей родителям и т.д. Но чтобы говорить спасибо, необходимо познакомиться с этими людьми, хоть и давно умершими. «Где память есть, там слов не надо» - именно так было озаглавлено последнее письмо, присланное с фронта моим прадедом семье. Больше вестей о нем не приходило. Эти слова шокируют и повествуют о том, что нужно чтить память о предках, давших жизнь. Нужно помнить и, главное, беречь память о родных, передавая знания о своей семье грядущему поколению. Я очень рада, что смогла сегодня возобновить связь поколений. Благодаря своему увлечению генеалогией я смогла найти своих родственников, про которых моя мама мне не рассказывала. А ведь она не знала про свою семью по причине незнания своих корней моей бабушки, которая умерла за два года до смерти мамы. Я прервала цепочку незнания нашей родословной, чем, безусловно, очень горжусь. Сейчас все наши живущие родственники знают друг о друге, даже находясь в разных странах. Хотя совсем недавно они и не подозревали, что у них есть троюродные братья, сестры, дяди и тети, племянники или внуки… И я не подозревала, что сегодня имею счастье быть кому-то двоюродной племянницей, троюродной внучкой или четвероюродной тетей. Не важно:  близкое родство или нет, главное – это то, что нас объединяет – единая кровь. Хотелось бы, чтобы все, кто имеет даже далекие родственные связи, сказали друг другу одну хорошую цитату: «Мы с тобой одной крови».

   Предки моих родителей – крестьяне. Сегодня стало модно искать среди своих предков дворян или купцов, знатных или знаменитых людей. Но эта мода порой не дает того чувства любви к своим предкам, которую получают исследователи крестьянских родословных. За модой стремятся, порой, не для улучшения своих родословных знаний, а для удовлетворения собственной гордыни. Человек, узнав, что его предки были дворянами, может восхваляться этой бывшей привилегией среди своих друзей, коллег, знакомых, но не более того. Он может никогда не прикоснуться к той сокровищнице знаний, которую имеет его род. Для него интересен только титул предков, а другие родословные ценности не обращают на себя должного внимания. Человек, который берется изучать свою крестьянскую родословную, лишен чувства гордыни. Для него не совсем важен тот факт, что его предки не оставили свой след в династических связях Романовых. Для такого человека будет важно по крупицам собрать то, что сохранилось в русской истории от его рода. Прежде всего, в этом плане хорошо помогают архивы, где можно набрести на материалы прошедших веков, сообщающих хоть какую-то сохранившуюся информацию о предках (их состав семьи, сведения о родившихся, браком сочетавшихся и умерших крестьянах).

   Я собирала сведения о своих предках по крупицам. Ведь информация, которой я владела, была скупая и не всегда достоверная. Но я по жизни люблю преодолевать препятствия, поэтому такая ситуация, наоборот, придала мне силы воли и стремления узнать всю доступную информацию о своих предках.

   Теперь я хочу поделиться с вами той информацией, которую я храню в своей семейной сокровищнице. Мне будет вдвойне приятней, если память о моих предках будет вечна и закрепится на бумаге (в перспективах написание книги о своей родословной и съемка фильма о моей любимой «незнакомой» семье).

   Мои предки – переселенцы. Все они, в эпоху аграрных реформ П. А. Столыпина, строительства Западно-Сибирской железной дороги и массовых переселений, приехали в далекую Сибирь. Они не были в числе первых переселенцев, которые начали осваивать сибирские земли, а приехали позже. В числе первых, как правило, ехали вынужденные переселенцы, которые, надеясь на чудо, мечтали о наделе земли и удачном урожае. Первопроходцы писали из Сибири, как широки сибирские поля, какой простор для крестьянской деятельности, какие перспективы их ждут впереди. Письма, наполненные такой любовью к чужому краю, не могли не взволновать душу крестьян, находящихся в бедственном положении в родном краю. Приходилось переступать через пространственный барьер, теряя родственные связи возможно навсегда, ехать в Сибирь.

   Предки Цалко – кровные поляки. Они впитали в себя запах Родины настолько, что не могли позволить ему испариться ни в Украине, куда они переселились в 19 веке, ни в России, куда они переехали в 1904 году (источником является не только сельская газета «Горьковская правда», но и метрические книги римско-католического костела, которые сохранились в Историческом архиве Омской области). Их третьей Родиной стала деревня Аксеновка, где родилась моя бабушка Цалко Евгения Адамовна в 1929 году. Еще из детства я помню бабушкины молитвы Матке Боске, ее песни на польском языке и разговор с акцентом. Она сумела сохранить традиции и обычаи своей первой Родины – Польши, но главным упущением ее стало то, что она не смогла или не успела поведать детям и внукам о своих родителях, о бабушке, дедушке… А ведь ее отец служил в армии маршала Конева и  стал одним из победителей войны над Германией. Он сражался до последнего, но дойдя до Берлина, был контужен. Долгое время пролежав в госпитале, он так и не сумел забыть всех ужасов войны, и это мучило его всю жизнь.

   Предки Бакало(вы) тоже являются переселенцами. Для них первой Родиной была Украина - Харьковщина. Но земельный кризис и неурожай в этой славянской стране отражались на жизни крестьян в первую очередь. Земля – это главный источник жизни крестьян. Нельзя не согласиться, что именно земля кормила всех наших предков и продолжает кормить нас, и по сей день. И когда в родном селе Боголюбовке стали появляться положительные отзывы о Сибири и ее богатейших землях, готовых принять новую партию переселенцев, крестьяне Бакало с горечью в сердце, навсегда расставшись с преданными своей первой Родине бабушками и дедушками, уехали в Акмолинскую область, Омский уезд (село Сарат).  Они привезли в 1909 году в Россию как свои духовные ценности: язык, фольклор, обрядность, верования, так и материальные: рецепты традиционных блюд, планы постройки жилищ, орудия труда и т.д. 

   Как и любым переселенцам, Бакало было сложно адаптироваться к новой среде, такой далекой от их родной Харьковской губернии. Но душу грела мысль о своем заветном земельном участке, где можно выращивать урожай и жить припеваючи, ведь на каждого мужчину-переселенца полагался земельный надел и денежная выплата. Семья крестьян Бакало приехала покорять новые земли в таком составе: глава семьи – Илья Федоров Бакало (67 лет) и двое его сыновей: старший Максим (40 лет) с женой Марией и четырьмя детьми и младший холостой Яков (24 года). На новой Родине фамилию Бакало решили изменить, посчитав, что лучше она будет звучать на русский манер как Бакалов. На том и порешили.

   К сожалению, глава семьи Илья Бакало – мой прапрапрадед не успел изменить фамилию и не смог долго наслаждаться просторами Сибири, поскольку уже через год после переселения он умер от водянки. Бывший холостяк Яков Бакалов в 1910 году женился на девице из его новой деревни Сарат и начал строить свою семью. Но семейное счастье было прервано. В 1914 году случилась беда. Да не просто беда, а беда мирового масштаба – началась Первая Мировая война. Яков отправился на войну, но повоевать дали только месяц – вскоре Якову в госпитале ампутировали ногу. Вернулся младший брат домой уже без ноги. И тут его ждала плохая весть: его старший брат Максим (мой прапрадед) скончался от тифа. Вот так в течение нескольких лет наша семья потеряла двух мужчин. Это была большая потеря для крестьянской семьи. Но выручали подрастающие дети Максима – старший Иван (мой прадед), младший Василий и три их сестры. Они работали в поле: пахали землю, сеяли зерно, собирали урожай. Ставший инвалидом Яков после революции открыл бакалейную лавку в Сарате и обеспечивал все село сладостями, которые было трудно найти в селах Одесской волости, что приходилось ездить в Омск (Источник: Плотников Ю. «Жизнь и судьба: сто лет надежд и ожиданий», Омск, 2004). С образованием колхозов жизнь крестьян стала иной. Хлеб, который доставался трудом и потом, приходилось отдавать колхозу. Стала торжествовать идея «равенства» народа – коллективизация. После революционных событий старший сын Максима – Иван (мой прадед) женился на Евдокии Стаценко, у него появилась своя семья. Вскоре родились дети: наследник Степан (мой дед) и три дочери – Галина, Валентина и Катерина. В 1939 году от воспаления легких умерла Евдокия Бакалова (моя прабабушка). А в 1941 году мой прадед был призван на фронт. Началась Вторая Мировая война. Кто бы мог подумать, что дети Ивана останутся сиротами в 1942 году? За три года дети остались круглыми сиротами. Иван Бакалов погиб в Орловской области, защищая Родину от фашистских захватчиков. И с 1942 года детей Ивана взяла на воспитание бабушка Мария Бакалова. Дети росли. Вскоре все они обзавелись парами и построили свои семьи. Мой дед Степан познакомился с бабушкой Евгенией Цалко и вскоре они поженились. В браке у них родились две девочки: старшая Любовь и младшая Галина (моя мама). Когда моей маме исполнилось 7 лет, ее отец и мой дед Степан скоропостижно умер от отравления. Эта трагедия и послужила в дальнейшем поводом для отъезда моей бабушки из села в город Омск. Что стало причиной этого инцидента останется тайной навсегда. Но с тех пор на несколько десятилетий были утеряны связи с селом, пока мне не удалось их восстановить уже после маминой смерти.

   Теперь наступил черед рассказать о папиных предках.

   Предки Челноковы приехали в Тобольскую губернию, Тюкалинский уезд немного позже, чем Бакало. Это был 1912 год. Челноковы приехали в товарном поезде, и привезли с собой все нажитое имущество, в том числе лошадей. В отличие от Бакало Челноковым не пришлось привозить в свою деревню новые обычаи и традиции, потому что первой Родиной у них была Калужская губерния и Челноковы были русскими крестьянами. Они говорили на русском языке, пели русские народные песни, носили русскую национальную одежду и гуляли праздники по русским обычаям. Крестьяне-переселенцы Челноковы основали на новом месте деревню Калугу в честь своей первой Родины.  В этой деревне проживали все приехавшие калужане.

   Челноковы переселились большой семьей: три родных брата – Семен, Антон и Яков и их дети: Иван, Александр, Дмитрий, Мария, Пелагея и Елизавета. Все они жили в деревне «Калуга», пока во время коллективизации не появился колхоз «Новая жизнь» и название деревни было ликвидировано. Моя бабушка Любовь Никитична рассказывала мне, что с началом войны, когда практически все мужчины ушли на фронт (в колхозе оставалось всего 10 трудоспособных мужчин – по данным 7 тома Книги Памяти омичей), женщины взяли весь основной труд в колхозе на себя, а дети готовили разные поделки для омских солдат, чтобы поддерживать их боевой дух.

   Моя бабушка не видела отца с раннего возраста. И к моменту войны она уже была лишена отцовской заботы. К сожалению, мой прадед  Никита умер еще тогда, когда бабушке было всего 3 года. Но она запомнила его густую бороду и те сказки, которые он ей рассказывал у теплой печки в суровую сибирскую стужу. Он был грамотным человеком – счетоводом, но был уже в пожилом возрасте, когда женился на бабушкиной маме, моей прабабушке Пелагеи. Ему было тогда 64 года. Он умер через три года после свадьбы – в 67 лет, но успел родить здорового ребенка – мою бабушку Любовь Никитичну. За что я ему очень благодарна.

   Прослеживается такая печальная тенденция моей семьи по разным ветвям как сиротство. И от этой тенденции никуда не уйти. И на нее не закроешь глаза.

   Предки Бизины не являются переселенцами. Их первая Родина – село Чернолучье Тобольской губернии, Тюкалинского уезда, Кулачинской волости. Омский исторический архив хранит в своих фондах бесценную информацию о всех моих предках Бизиных с основания села Чернолучье (1718 г.) и вплоть до установления власти большевиков в 1917 году (как известно, в 1917-1918 гг. большинство церквей пали от рук большевизма). Вот что писал о нашем славном селе в начале ХХ столетия сибирский краевед К. Скальский в книге «Омская епархия»: «Местоположение Чернолучья прекрасное: с трех сторон его густой сосновый бор, довольно возвышенный берег Иртыша, на котором оно расположено». Исследователь Скальский прав. Чернолучье – это курорт. Здесь неописуемо красиво. Природа чарует своими мановениями: пением птиц, запахом грибов в лесу, яркими лучами солнышка, которые играют в воде Иртыша словно маленькие дети. Я с самого детства помню атмосферу нашего села, где царила любовь жителей к друг другу и той чудесной природе, которая их окружала. Название село получило за темный сосновый бор и речную луку, то есть крутой изгиб Иртыша.

   Метрические книги Крестовоздвиженской церкви села Чернолуцкого (см. Приложение «Метрические книги») рассказали мне о предках Бизиных много важной информации. Например, я узнала, что в нашей семье в ХIХ веке рождалось много детей (порой до 16 детей у главы семьи). И все они помимо родных имели по 5-10 двоюродных братьев и сестер. Но это не мешало им родниться с друг другом, помогать в трудных ситуациях. Сейчас все изменилось, но так хотелось бы вернуть прежнюю ситуацию всеобщего семейного счастья, когда все жили в одном месте, ходили друг к другу в гости, праздновали праздники за огромным столом всем семейством. Теперь это нечто из разряда мистики.

  Ефремова Ю.Н.2 К сожалению, как показала статистика, у нашей семьи (не только по отцовской линии, но и по материнской) такая карма, что мужчины умирали рано, оставляя воспитание детей на мать. Вот почему у меня так рано умерли прадедушки (Соколов Николай от пеллагры в 36 лет, Бакалов Иван был убит на войне в 38 лет), дедушки (Бакалов Степан от отравления в 29 лет, Соколов Михаил от рака в 50 лет).

   Сейчас наше село Чернолучье уже не функционирует как чье-то родовое гнездо, хотя три столетия подряд это село продолжало династическую цепочку чернолученских крестьян. На сегодняшний день это место представляет собой совокупность усадеб, дач, коттеджей богатых людей Омска, которые приезжают в село провести пару теплых деньков, пожарить шашлыки на свежем воздухе. О крестьянских чернолученских династиях здесь говорит только кладбище, которое одиноко стоит на том же месте, где его основали предки. Сюда уже редко кто приезжает навестить предков, кресты уже давно заржавели, деревья переплели могилы своими корнями.

   Село осиротело. Оно лишилось тех, кто его строил, кто пахал его земли, кто полол летом грядки с теплотой души, кто любил его настоящей старожильской любовью. Возможно, этот период, который наступил сейчас и продлится какое-то время, можно назвать тоже «эпохой переселений», но только уже не бедных крестьян, а богатых бизнесменов.

   Историю своей семьи нужно ценить, уважать и беречь. Не позволяйте превращать свои родовые села в развлекательный центр богатых людей. Они уничтожат природу, они помогут утратить ваши семейные ценности.